Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Нравственные основы жизни


Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Нравственные основы жизни. Работа состоит из 2 частей (в части 1 — 12 заданий, в части 2 — 1 задание).

Часть 1

1. Правила поведения, установленные в обществе и опирающиеся на силу общественного мнения, — это

1) право
2) мораль
3) совесть
4) традиции

2. Верны ли следующие суждения о правилах морали?

А. Золотое правило морали гласит — относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Б. Правила морали опираются на силу государственного принуждения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Определённая система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье и развитие, — это

1) нравственность
2) гуманизм
3) совесть
4) мораль

4. Верны ли следующие суждения о роли страха в жизни человека?

А. Страх служит предупреждением об опасности.
Б. Страх позволяет сосредоточить внимание на источнике опасности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о мировоззрении гуманизма?

А. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои действия.
Б. Гуманизм — это и мировоззрение, и правила поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. К моральным категориям относятся

1) богатство и бедность
2) добро и зло
3) закон и порядок
4) сила и власть

7. Верны ли следующие суждения о мировоззрении гуманизма?

А. Гуманистические нормы поведения указывают человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счет.
Б. С заботы о других начинается нравственная активность личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о чувстве страха?

А. Чтобы научиться преодолевать страх, важно понимать его причину.
Б. Чувство страха знакомо как человеку, так и животному.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о смелости?

А. Смелость противостоит трусости.
Б. Смелыми не рождаются, а становятся.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Умение владеть собой перед лицом страха — это

1) нерешительность
2) застенчивость
3) смелость
4) мудрость

11. Выберите лишнее понятие в перечне добрых чувств и запишите его номер.

1) милосердие
2) сочувствие
3) сострадание
4) симпатия
5) гордость

12. К требованиям морали не относится

1) требование переходить дорогу на зелёный свет
2) требование уступать место старшим в транспорте
3) традиция здороваться при встрече
4) привычка заботиться о тех, кто слабее

Часть 2

13. Рассмотрите репродукцию картины Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Имя царевича Алексея, осуждённого на смерть по приказу отца, царя Петра I, окружено массой домыслов. Учёные спорят, был ли он на самом деле инициатором подготовки захвата власти в России или же стал заложником своего окружения, недовольного политикой монарха. Родился в 1690 году в селе Преображенском. Его воспитанием занимались мать и бабушка, царица Наталья Кирилловна. У самого Петра для сына времени практически не оставалось. Позднее Пётр старался приблизить сына к себе, брал его в поездки в Архангельск, в военные походы к Ниеншанцу и Нарве. Видимо, душевности в отношении к сыну Петру всё же не хватало, а военные заботы мало интересовали Алексея. Его окружение составляли Нарышкины, Колычевы и духовные лица, многие из которых открыто выражали недовольство политикой царя. Именно в этот период Алексей стал всё больше отдаляться от отца. Пётр же, видевший в сыне восприемника своих трудов, старался ввести его в курс государственных задач, стал давать ему различные задания, которые особого отклика в душе Алексея не находили. Судьбу сына, в том числе и женитьбу, царь стремился решать сам, не особо считаясь с мнением наследника престола. Такое отношение отца Алексей воспринимал болезненно. После рождения сына и смерти жены отношения у Алексея с отцом окончательно обострились. Не в последнюю очередь это связано с тем, что Пётр не видел в старшем сыне человека, способного продолжить его дело. Алексей не решился противостоять отцу в России и под воздействием окружения, склонявшего его к решительным действиям, бежал в 1717 году в Вену, откуда был переправлен австрийцами в Неаполь. Возможно, Пётр простил бы сыну самовольный отъезд за границу и даже возможные переговоры о помощи для захвата власти в России после смерти царя. Похоже, что насильственно свергать отца Алексей не собирался. К Алексею был отправлен посланник царя, передавший ему письмо от Петра, в котором мятежному царевичу обещалось прощение вины в случае возвращения в Россию. Алексей вернуться отказался, тогда Петр продемонстрировал, что слов на ветер не бросает. Путём подкупа и сложных политических интриг Алексея заставили вернуться в Россию. Пётр лишил сына права на престол, но пообещал прощение в случае признания вины и выдачи всех участников заговора. Трудно сказать, как бы поступил Пётр, если бы сын раскрыл все обстоятельства побега. Возможно, что Алексея отправили бы в монастырь. Но свою вину царевич пытался значительно уменьшить, во всем обвиняя приближённых. Того, что было доказано и подтверждено самим царевичем, хватило, чтобы осудить его на смерть как изменника в соответствии с действовавшими тогда в России законами. Официально было объявлено, что Алексей умер 26 июня 1718 года от удара (сердечного приступа) в Петропавловской крепости, полностью раскаявшись в содеянном. Не исключено, что он был тайно убит тюремщиками по указанию царя.

1) Какие моральные правила упомянуты в тексте?

2) Как вы думаете, почему царевич Алексей не решился сам вернуться из-за границы в Россию?

3) Какими средствами художник передал напряжённые отношения между отцом и сыном? Как вы думаете, царевич на картине раскаивается в своём поведении?

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Нравственные основы жизни
Часть 1
1-2
2-1
3-2
4-3
5-3
6-2
7-3
8-3
9-3
10-3
11-5
12-1
Часть 2
Задание 13.
1) Уважение к старшим, милосердие, внимание к нуждам другого человека, забота, смирение, прощение, доверие.
2) Алексей не доверял своему отцу и боялся его гнева.
3) Пётр сидит в достаточно напряжённой позе; царевич стоит, низко наклонив голову и избегая смотреть на своего отца; царевич бледен и напуган, он явно боится своего отца.

Поделись с друзьями