Проверочная работа по истории Россия в первой четверти XIX в. для 10 класса


Проверочная работа по истории Россия в первой четверти XIX в. для 10 класса с ответами. Проверочная работа включает в себя 42 задания.

1. В какие годы царствовал император Александр I?

1) 1796-1814 гг.
2) 1800-1818 гг.
3) 1801-1825 гг.
4) 1806-1826 гг.

2. Министерства как высшие органы государственного управления были созданы в России в

1) 1802 г.
2) 1813 г.
3) 1819 г.
4) 1825 г.

3. Какое из названных событий произошло в 1809 г.?

1) заключение Россией Тильзитского мира
2) поражение австрийских и российских войск под Аустерлицем
3) Швейцарский поход под командованием А.В. Суворова
4) присоединение Финляндии к Российской империи

4. Какое событие произошло 26 августа 1812 г.?

1) начало вторжения армий Наполеона I в Россию
2) поражение французских войск под Малоярославцем
3) переправа армии Наполеона через Березину
4) Бородинское сражение

5. Расположите события в хронологическом порядке.

1) присоединение России к континентальной блокаде
2) участие российских войск в сражении под Аустерлицем
3) вторжение армий Наполеона I в Россию
4) Русско-шведская война

6. Расположите события в хронологическом порядке.

1) Тарутинский маневр русской армии
2) Венский конгресс
3) взятие французскими войсками Смоленска
4) Бородинское сражение

7. Расположите события в хронологическом порядке.

1) восстание Семеновского полка
2) поднятое участниками Южного общества восстание Черниговского полка
3) выступление декабристов на Сенатской площади в Петербурге
4) создание Союза благоденствия

8. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

События

A) издание указа «о вольных хлебопашцах»
Б) учреждение Государственного совета
B) присоединение Финляндии к России
Г) создание министерств вместо коллегий

Даты

1) 1802 г.
2) 1803 г.
3) 1805 г.
4) 1809 г.
5) 1810 г.

9. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

События

A) открытие Венского конгресса
Б) Тарутинский маневр русской армии
B) сражение под Лейпцигом

Даты

1) 1812 г.
2) 1813 г.
3) 1814 г.
4) 1815 г.

10. Какая из названных групп населения относилась к податным сословиям в России начала XIX в.?

1) крестьянство
2) казачество
3) духовенство
4) купечество

11. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал

1) возможность освобождения помещиками крестьян с землей за выкуп
2) перевод дворовых людей на земельные наделы
3) освобождение государственных крестьян от всех податей
4) роспуск сельских общин

12. В результате издания указа о «вольных хлебопашцах»

1) основная масса крестьян была освобождена от крепостной зависимости
2) поднялась волна крестьянских восстаний
3) освободилось лишь несколько десятков тысяч крестьян
4) были упразднены военные поселения

13. В начале XIX в. в России коллегии как органы управления были заменены

1) комитетами
2) министерствами
3) Отделениями
4) приказами

14. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался

1) Государственным советом
2) Избранной радой
3) Негласным комитетом
4) Тайной канцелярией

15. Автором проекта реформы государственного управления в России в первое десятилетие XIX в. являлся

1) А.Я. Чарторыйский
2) М.М. Сперанский
3) Н.И. Панин
4) Ф.С. Лагарп

16. Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.?

1) ожидание помощи от союзников по антинаполеоновской коалиции
2) решение применить тактику «выжженной земли»
3) надежда на неблагоприятные для противника природные условия
4) стремление объединить силы для генерального сражения

17. Какие из названных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.?

1) под Кромами, под Новгородом
2) под Нарвой, у деревни Лесной
3) под Смоленском, под Малоярославцем
4) в Севастополе, под Карсом

18. В августе 1812 г. главнокомандующим русской армией был назначен

1) М.И. Кутузов
2) М.Б. Барклай де Толли
3) Н.Н. Раевский
4) П.И. Багратион

19. Во время совета в деревне Фили обсуждался вопрос

1) об обороне Смоленска
2) о снабжении оружием лагеря у села Тарутино
3) об организации партизанской борьбы против французских войск
4) о действиях армии после Бородинского сражения

20. В результате сражений под Тарутином и Малоярославцем французские войска

1) вступили в Москву
2) должны были отступать по старой Смоленской дороге
3) начали переправу через реку Березину
4) захватили Смоленск

21. Что из названного было осуществлено под руководством А. Аракчеева?

1) разработка проекта конституции
2) основание нескольких новых университетов
3) подготовка указа о «вольных хлебопашцах»
4) создание военных поселений

22. К числу декабристских организаций не относился(лось)

1) Общество соединенных славян
2) Союз благоденствия
3) Священный союз
4) Северное общество

23. Какое положение было общим для программных документов декабристских обществ?

1) республиканская форма правления
2) отмена крепостного права
3) создание федерации территорий — «держав»
4) установление конституционной монархии

24. Выступление 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге началось

1) с целью поддержки восстания Черниговского полка на Украине
2) в результате гвардейского заговора
3) согласно утвержденному заранее плану и сроку восстания
4) в связи с кризисом престолонаследия

25. Какие две из названных групп населения относились к податным сословиям в России XIX в.?

1) мещане
2) дворяне
3) купцы
4) крестьяне

26. Что из названного было предпринято в начале XIX в. в сфере просвещения? Выберите два верных положения.

1) созданы первые военные школы
2) открыты новые университеты
3) основан Смольный институт благородных девиц
4) введено начальное образование для детей непривилегированных сословий

27. Какие два из названных исторических лиц командовали партизанскими отрядами во время Отечественной войны 1812 г.?

1) Н. Раевский
2) Г. Курин
3) Д . Давыдов
4) Ф. Ростопчин

28. Что из названного относилось к задачам деятельности Священного союза? Выберите два верных положения.

1) восстановление монархических порядков в Европе
2) международная изоляция Франции
3) подавление революционных движений
4) поддержка борьбы греков и южных славян за освобождение от османского гнета

29. Что из названного способствовало распространению либеральных идей и возникновению декабристских обществ в России? Определите два верных положения.

1) заграничные походы русской армии
2) труды французских просветителей
3) конгрессы Священного союза
4) создание новых университетов

30. Какие декабристские организации были созданы в 1816-1821 гг.? Определите два верных названия.

1) Священный союз
2) Союз спасения
3) Негласный комитет
4) Союз благоденствия

31. Какие два из названных лиц были авторами программных документов декабристских обществ?

1) П.Г. Каховский
2) М.П. Бестужев-Рюмин
3) Н.М. Муравьев
4) П.И. Пестель

32. Какие три из названных лиц входили в число руководителей Северного общества декабристов?

1) С.И. Муравьев-Апостол
2) Н.М. Муравьев
3) П.И . Пестель
4) С.П. Трубецкой
5) К.Ф. Рылеев

33. Что из названного относится к причинам поражения выступления декабристов на Сенатской площади? Определите два верных положения.

1) отсутствие общего руководства действиями восставших
2) отказ солдат повиноваться своим офицерам-декабристам
3) избранная декабристами тактика дворцового переворота
4) внезапность выступления

34. Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) М.И. Кутузов
Б) М.М. Сперанский
B) П.А. Строганов
Г) А.А. Аракчеев

Деятельность

1) участие в работе Негласного комитета
2) руководство Святейшим Синодом
3) составление проектов государственных реформ
4) командование войсками в Русско-турецкой войне
5) создание военных поселений

35. Установите соответствие между именами участников Отечественной войны 1812 г. и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) П.И. Багратион
Б) В. Кожина
B) М.И. Платов
Г) М.Б. Барклай де Толли

Деятельность

1) руководство действиями русской армии в начале войны
2) командование казачьими отрядами в Бородинском сражении
3) осуществление Тарутинского маневра
4) командование партизанским отрядом
5) руководство обороной Семеновских флешей в Бородинском сражении

36. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) М.А. Милорадович
Б) С.Г. Волконский
B) К.Ф . Рылеев
Г) А.А. Аракчеев

Деятельность

1) участник войны 1812 г., декабрист
2) участник войны 1812 г., генерал-губернатор Петербурга
3) дипломат, участник Венского конгресса
4) руководитель высших государственных учреждений при Александре I
5) поэт, декабрист

37. Дополните недостающие слова, названия.

1) Основной повинностью помещичьих крестьян в России начала XIX века была ___________.
2) Полупривилегированным военным сословием в России начала XIX века являлось ___________.
3) Нижегородская (Макарьевская), Ирбитская, Харьковская ___________.

38. Дополните недостающие названия, имена, используя приведенный ниже перечень.

В ходе Венского конгресса по инициативе ___________ (А) был создан ___________ (Б).
Во время заседаний Венского конгресса значительную роль в защите интересов и сведении к минимуму потерь потерпевшей поражение Франции сыграл ___________ (В).
Предпринятая Наполеоном I в 1815 году попытка вернуться к власти закончилась его поражением в битве под ___________(Г).

1) Людовик XVIII
2) Аустерлиц
3) Ш.М. Талейран
4) Священный союз
5) Ватерлоо
6) Александр I
7) К. Меттерних
8) Государственный совет

39. Прочитайте отрывок из сочинения историка Д.И. Иловайского, относящийся к царствованию Александра I, и ответьте на вопросы.

«Первая половина этого царствования одновременно с внешними войнами ознаменовалась важными внутренними учреждениями … Самое важное из этих учреждений были ___________, основанные на место Петровских коллегий … Около того же времени учрежден Государственный Совет для обсуждения правительственных мер. Окончательное устройство [этих учреждений] принадлежит деятельности ___________».

1) Напишите пропущенное в тексте название учреждений, обосновании которых говорится в отрывке.

2) Назовите фамилию государственного деятеля, занимавшегося устройством упомянутых учреждений.

3) Привлекая знания по теме, объясните, о каких войнах первой половины царствования Александра I говорится в начале отрывка. Каковы были их последствия?

40. Прочитайте отрывок из «Записок» генерала А.П. Ермолова и ответьте на вопросы.

«В Вязьме в последний раз мы видели неприятельские войска, победами своими вселявшими ужас повсюду и в самих нас уважение. Еще видели мы искусство их генералов, повиновение подчиненных и последние усилия их.
На другой день не было войск, ни к чему не служила опытность и искусство генералов, исчезло повиновение солдат, отказались силы их, каждый из них был более или менее жертвою голода, истощения и жестокости погоды. …
Не позволяю себе оставить без описания о происходившем на реке, когда мы оставили ее, и чего я был очевидный свидетель. На мостах, частями обрушившихся, бывшие пушки, разные тяжести упали в реку; толпы людей, сходивших на лед, между которыми немалое количество было женщин с детьми и грудными ребятами. Никто не избег лютости мороза! Никогда не случится увидеть столько ужасного зрелища! …
Река покрыта была льдом прозрачным как стекло: под ним видно было во всю ширину реки множество погибших. Неприятель оставил огромное число артиллерии и обозов. Не перешли богатства разграбленной Москвы! Неприятель понес срам бегства…»

1) К какому этапу войны 1812 г. относится эта часть «Записок»?

2) Напишите название реки, пропущенное в тексте. Какое значение имели происходившие на ней события?

41. Прочитайте отрывок из книги историка М.В. Нечкиной «Декабристы» и ответьте на вопросы.

«Конституция ___________ явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать с осени 1821 г., но нет сомнений, что подготовительный период ее создания начался ранее.
___________ изучил всевозможные действовавшие в то время конституции, штудировал основные законы революционной Франции, Северо-американских Соединенных штатов, испанскую конституцию 1812 г. и многие другие.
Конституция ___________ использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности».

1) Назовите пропущенную в тексте фамилию автора документа, о котором идет речь.

2) Какой еще программный документ декабристского движения вы можете назвать? Кто был его автором?

42. Объясните высказывание А.И. Герцена о том, что «декабристам на Сенатской площади не хватало народа».

Ответы на проверочную работу по истории Россия в первой четверти XIX в. для 10 класса
1-3
2-1
3-4
4-4
5-2143
6-3412
7-4132
8-2541
9-312
10-1
11-1
12-3
13-2
14-3
15-2
16-4
17-3
18-1
19-4
20-2
21-4
22-3
23-2
24-4
25-14
26-24
27-23
28-13
29-12
30-24
31-34
32-245
33-14
34-4315
35-5421
36-2154
37.
1) Барщина
2) Казачество
3) Ярмарки
38-6435
39.
1) Министерства
2) М.М. Сперанский
3) Русско-шведская война (1808-1809), Отечественная война 1812 г, войны России с Персией (1804-1813) и Турцией (1806-1812).
Результаты этих войн — разгром армий Наполеона в Отечественной войне 1812 г., присоединение к России Финляндии, Бессарабии, отдельных территорий в Закавказье.
40.
1) Описание относится к завершающему этапу войны 1812 г. — бегству остатков наполеоновской армии из России.
2) Река Березина. При переправе через эту реку погибла большая часть наполеоновских войск, его армия практически перестала существовать. Сам император оставил свои войска и поспешно уехал в Париж.
41.
1) Н.М. Муравьев.
2) «Русская правда» П.И. Пестеля.
42. Декабристы придерживались заговорщицкой тактики, держали свои планы в тайне даже от дворянского круга. Тем более, они не собирались обращаться к представителям других сословий. В момент их выступления на Сенатской площади присутствовало немало жителей Петербурга (в том числе рабочие строившегося неподалеку Исаакиевского собора). Но дворянские революционеры не видели в этой «толпе» своих союзников. А.И. Герцен относился уже к другому периоду общественного движения и считал, что революционные выступления должны опираться на народные массы.

Поделись с друзьями