Проверочная работа по истории Россия в XVI веке для 6 класса


Проверочная работа по истории Россия в XVI веке для 6 класса с ответами. Работа включает в себя 34 задания.

1. К какому времени завершилось формирование единого Российского государства?

1) конец XIV века
2) начало XV века
3) конец XV века
4) начало XVI века

2. В каком году закончилась Ливонская война?

1) 1497 г.
2) 1533 г.
3) 1552 г.
4) 1583 г.

3. Какое событие произошло в XVI веке?

1) присоединение Новгорода к Москве
2) поход Ермака в Сибирь
3) конец ордынского владычества
4) Куликовская битва

4. В каком году в России был созван первый Земский собор?

1) 1505 г.
2) 1549 г.
3) 1556 г.
4) 1591 г.

5. Какие даты связаны с Ливонской войной?

1) 1462-1505 гг.
2) 1538-1547 гг.
3) 1558-1583 гг.
4) 1565-1572 гг.

6. Кто из названных лиц был современником Ивана IV?

1) Дмитрий Донской
2) Сергий Радонежский
3) Иван Калита
4) Ермак Тимофеевич

7. Какое событие произошло в 1547 году?

1) принятие Иваном IV царского титула
2) созыв первого Земского собора
3) установление опричнины
4) введение заповедных лет

8. Выход первой датированной, печатной книги «Апостол» связан с именами

1) Андрей Рублёв и Феофан Грек
2) Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец
3) Василий Косой и Дмитрий Шемяка
4) Ермак Тимофеевич и Иван Кольцо

9. Какое событие произошло позже всех других?

1) завоевание Казанского ханства
2) начало Ливонской войны
3) присоединение Твери к Москве
4) «стояние» на реке Угре

10. Как назывались годы, в которые существовал запрет перехода крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день?

1) бессрочные
2) урочные
3) временные
4) заповедные

11. Последователей Иосифа Волоцкого — настоятеля Иосифо­-Волоколамского монастыря — называли

1) казаками
2) иосифлянами
3) опричниками
4) нестяжателями

12. Какое из перечисленных событий произошло в правление Ивана Грозного?

1) Крещение Руси
2) основание Москвы
3) установление опричнины
4) ликвидация ордынского владычества

13. Андрей Рублёв был известным

1) воином, участвовавшим в Куликовской битве
2) иконописцем, написавшим «Троицу»
3) зодчим, построившим Покровский собор
4) печатником, выпустившим первую в России печатную книгу «Апостол»

14. Что из названного относится к результатам внешней политики Ивана Грозного?

1) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
2) получение Россией выхода к Балтийскому морю
3) присоединение к Москве Твери и Новгорода
4) конец ордынского владычества

15. Какой памятник зодчества был построен в шатровом стиле?

1) собор Василия Блаженного в Москве
2) Дмитриевский собор во Владимире
3) Грановитая палата в Московском Кремле
4) Софийский собор в Новгороде

16. Засечная черта — это

1) система оборонительных сооружений
2) мера земельной площади
3) местопребывание высокопоставленных лиц
4) владения младших членов княжеского рода

17. Как называли совещательный орган при царе, состоящий из представителей различных слоёв населения, созывавшийся для решения важнейших государственных дел?

1) Земский собор
2) Избранная рада
3) Боярская дума
4) Посольский приказ

18. Что из перечисленного было одним из последствий опричнины?

1) хозяйственный подъём страны
2) закрепление России на Балтийском побережье
3) увеличение удельных владений
4) укрепление личной неограниченной власти царя

19. Прочитайте фрагмент из литературного памятника XVI века и укажите его название.

«Стол, и блюда, и поставцы, и ложки, и всякие сосуды, и ковши, и братины, воды согрев,… перемыть и вытереть и вы­сушить… Избу, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и двери…- все вымыть и вытереть, и вымести и выскрести, и всегда бы было чисто;… перед нижним крыльцом положить сена, чтобы грязные ноги вытирать, тогда и лестница не за­грязнится; в сенях перед дверями рогожку или ветхий войлок положить или тряпку — вытирать грязные ноги, чтобы в плохую погоду полов не пачкать…»

1) Задонщина
2) Хождение за три моря
3) Домострой
4) Повесть временных лет

20. Какое событие нашло отражение в поговорке: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день?

1) введение единого для страны срока крестьянского пе­рехода от одного землевладельца к другому
2) введение заповедных лет на переход крестьян от одного землевладельца к другому
3) установление сроков сыска беглых крестьян
4) установление бессрочного сыска беглых крестьян

21. Какие два из названных события относятся к XVI веку?

1) Невская битва
2) Ливонская война
3) поход Тохтамыша на Москву
4) созыв первого Земского собора

22. Какие две из названных территорий вошли в состав Рос­сии в XVI веке?

1) Астраханское ханство
2) Тверское княжество
3) Западная Сибирь.
4) Новгородская земля

23. Расположите в хронологическом порядке названные события.

1) принятие Судебника Ивана IV
2) установление опричнины
3) присоединение к России Казанского ханства

24. Какие два из перечисленных памятников культуры относятся к XVI веку?

1) храм Василия Блаженного
2) церковь Покрова на Нерли
3) Софийский собор в Новгороде
4) церковь Вознесения в Коломенском

25. Расположите в хронологической последовательности названные территории, присоединённые к Русскому госу­дарству в XV-XVI веках.

1) Тверское княжество
2) Западная Сибирь
3) Великий Новгород и его владения

26. Какие два из названных терминов связаны с правлением Ивана IV?

1) баскак
2) опричнина
3) полюдье
4) стрелец

27. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

А) Иван IV
Б) Иван III
В) Ермак Тимо­феевич

Деятельность

1) конец зависимости Руси от Орды
2) поход на Сибирское ханство
3) хождение за три моря
4) введение опричнины

28. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую ей позицию из второго столбца.

Термины

А)приказ
Б) поместье
В) стрелец

Значение

1) военнослужащий особого постоянного войска, вооружённый огнестрельным оружием
2) орган центрального государственного управления в России
3) земельное владение, пожалованное за службу, без права передачи по наследству
4) система содержания должностных лиц за счёт местного населения

29. Установите соответствие между названиями памятников культуры и сферами культуры, к которым относятся эти памятники. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники

А) Грановитая палата
Б) «Троица» Андрея Рублёва
В) Домострой

Сферы культуры

1) живопись
2) архитектура
3) скульптура
4) литература

30. Прочитайте отрывок из «Домостроя» и ответьте на вопро­сы.

«А пошлёт Бог кому детей — сыновей или дочерей, то за­ботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспи­тать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыно­вей… любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности — успо­коят тебя в старости твоей.

Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянёт их, или ругает, тот перед Богом грешен и про­клят людьми;…

Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочад­цам — не красть… не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать… не помнить зла… к старшим быть послуш­ным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милосердным…

В монастыре, и в больнице; и в затворничестве, и в тем­нице заключённых посещай и милостыню, что просят, по си­ле своей возможности подавай… насколько возможно им по­могай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей…»

1) По каким правилам предлагалось в «Домострое» создавать взаимоотношения в семье, с окружающими людьми?

2) Чему родители обучали детей?

31. Прочитайте отрывок из сочинения «О государстве Рус­ском» английского посла Д. Флетчера и ответьте на во­просы.

«Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь со­держит до 12 тысяч человек… Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребыва­ние царь, и 2000 при самой его особе… постоянных телохранителей его… Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь… Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобиться от­править их в поход. Каждый из них получает жалованье по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса… [Воины], составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча на боку. Ствол их самопала… гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стре­ляют из него небольшою пулею…»

1) О каком войске, появившемся в XVI веке, пишет Д. Флет­чер?

2) Чем оно занималось?

3) Чем были вооружены воины? Что они получали за служ­бу?

32. Прочитайте отрывок из послесловия к московскому изданию книги «Апостол» и ответьте на вопросы.

«…И поэтому благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах поку­пать и в святые церкви вкладывать… Но среди них мало на­шлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов.

Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги из­давались в исправленном виде… И вот по повелению благочес­тивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси… начали готовить устройство для печатания-книг… Благоверный царь повелел на средства своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из сво­ей царской казны печатников — диакона церкви Николая Чу­дотворца Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца: для устройства печатного дела и для их собственных нужд, пока дело не было налажено. И в первую очередь начали печатать эту святую книгу — деяния апостолов…»

1) О каком событии повествует отрывок? В каком году оно произошло?

2) На чьи средства был устроен печатный дом?

3) Кто напечатал для царя Ивана Васильевича книгу, как она называлась?

33. Рассмотрите репродукцию с картины художника В.И. Сурикова «Покорение Сибири _____________» и ответьте на вопросы.

репродукция с картины художника В.И. Сурикова

1) Назовите пропущенное имя-в названии картины В.И. Су­рикова.

2) В каком веке произошло событие, изображённое на кар­тине?

3) Опираясь на картину и текст, назовите оружие, приме­няемое казаками. «Сильные русские воины своими луками бросают в нас огонь».

34. Рассмотрите иллюстрацию собора Василия Блаженного, построенного в Москве вблизи Кремля, и ответьте на во­просы.

иллюстрация собора Василия Блаженного

1) В каком веке, при каком правителе он был построен?

2) В каком стиле построен собор?

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Россия в XVI веке для 6 класса
1-4
2-4
3-2
4-2
5-3
6-4
7-1
8-2
9-2
10-4
11-2
12-3
13-2
14-1
15-1
16-1
17-1
18-4
19-3
20-2
21-24
22-13
23-132
24-14
25-312
­26-24
27-412
28-231
29-214
30.
1) Родители заботятся о детях, воспитывают их; дети не должны осуж­дать и оскорблять родителей; все члены семьи должны уважать старших, помогать бедным и больным, оступившимся (заключён­ным). Соблюдать правила: не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать и т.д.
2) Страху Божию, вежливости и порядку, также девочек — рукоделию, мальчиков — мастерству.
31.
1) О стрелецком войске.
2) Охраняло царя, участвовало в походах.
3) Стрельцы были вооружены огнестрельным оружием — самопалами. Получали жалованье (7 рублей в год), а также натуральное содер­жание — рожь, овёс.
32.
1) О книгопечатании. В 1564 году.
2) На средства царской казны, то есть за государственный счёт.
3) Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. «Апостол».
33.
1) Ермак.
2) В XVI веке.
3) Огнестрельное оружие.
34.
1) В XVI веке, при Иване IV Грозном.
2) В шатровом стиле.

Поделись с друзьями