Проверочная работа по истории Россия в эпоху реформ для 8 класса


Проверочная работа по истории Россия в эпоху реформ (1860-1870-е гг.) для 8 класса с ответами. Работа включает в себя 21 задание.

1. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

1) подписание «Земского положения»
2) опубликование манифеста об отмене крепостного права
3) проведение судебной реформы
4) введение всесословной воинской повинности

2. Расположите события, связанные с крестьянской реформой, в хронологическом порядке.

1) учреждение Редакционных комиссий
2) создание губернских дворянских комитетов
3) принятие «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

3. Что из названного сыграло решающую роль в проведении крестьянской реформы в России в начале 1860-х гг.? Выберите два верных положения.

1) готовность помещиков перейти к новым формам хозяйствования
2) понимание Александром II невозможности сохранения прежних порядков
3) широкое распространение публицистических изданий А.И. Герцена
4) кризис крепостнического хозяйства, ставший очевидным после Крымской войны

4. Какие два из названных деятелей руководили разработкой проекта крестьянской реформы?

1) Я.И. Ростовцев
2) Н.А. Милютин
3) С.Ю. Витте
4) И.С. Аксаков

5. В годы подготовки крестьянской реформы за немедленное освобождение крестьян с землей и без выкупа выступал в своих публикациях в журнале «Современник»

1) П.Я. Чаадаев
2) М.Н. Катков
3) Н.Г. Чернышевский
4) Т.Н. Грановский

6. Что из названного предусматривалось в основных документах о крестьянской реформе? Выберите два верных положения.

1) сохранение всей земли за помещиками
2) предоставление крестьянам установленного земельного надела за выкуп
3) получение крестьянами личной свободы
4) уравнительное распределение земли между крестьянами

7. Освободившиеся в 1861 г. от крепостной зависимости помещичьи крестьяне стали называться

1) вольноотпущенными
2) черносошными
3) посессионными
4) временнообязанными

8. Соглашения между помещиками и крестьянами о размерах земельных наделов и повинностей крестьян назывались

1) уставными грамотами
2) рескриптами
3) уложениями
4) мировыми договорами

9. Какие два из названных терминов, понятий появились в связи с крестьянской реформой 1861 г.?

1) община
2) мировой посредник
3) оброк
4) отрезки

10. Земская реформа предусматривала

1) роспуск сельской общины
2) переселение крестьян из центральных губерний на восток
3) введение местного самоуправления
4) создание центральных органов сословного представительства

11. Какие два из приведенных положений предусматривались судебной реформой 1864 г.?

1) обязательное участие адвоката
2) выборность судей всех уровней
3) упразднение сословных судов (для отдельных групп на- селения)
4) участие присяжных заседателей

12. Какая роль отводилась «Судебными уставами» присяжным заседателям?

1) защита обвиняемых
2) принятие суждения о степени виновности обвиняемого
3) вынесение судебного приговора
4) рассмотрение апелляций осужденных

13. Какие два из названных типов учебных заведений появились после реформ середины 1860-х гг. в области просвещения?

1) реальные гимназии, училища
2) кадетские корпуса
3) юнкерские училища
4) начальные школы

14. Реформы середины 1860-х гг. в области просвещения предусматривали

1) перевод церковно-приходских школ в ведение государства
2) доступность университетского образования для всех выпускников гимназий и реальных училищ
3) бесплатное обучение в гимназиях
4) отмену сословного неравенства детей при поступлении в гимназию

15. Установите соответствие между названиями документов, в которых излагались основные положения реформ 1860-х гг., и датами их принятия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Документы

A) «Земское положение»
Б) «Устав о воинской повинности»
B) «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Даты

1) 1861 г.
2) 1864 г.
3) 1874 г.
4) 1880 г.

16. Установите соответствие между терминами, понятиями и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Термины

A) отрезки
Б) волостной сход
B) круговая порука

Значение

1) орган сельского управления
2) работа крестьян в помещичьем хозяйстве в уплату долга
3) ответственность общины за главные повинности и платежи
4) земля, превышавшая норму крестьянского надела и переходившая к помещикам

17. Дополните недостающие фамилии, названия, выбрав их из предложенного перечня.

Подготовкой и проведением военных реформ в 1860-1870-е гг. руководил __________(А).
Согласно «Городовому положению» роль главного органа городского самоуправления получи л(а) __________(Б).
Одним из широко известных представителей профессии адвокатов, появившейся после судебной реформы 1864 г., стал __________(В).

1) Ю.Ф. Самарин
2) магистрат
3) Ф.Н. Плевако
4) дума
5) Д.А. Милютин
6) Н.И. Пирогов
7) сенат

18. Прочитайте отрывки из воспоминаний, относящихся к середине XIX века, и ответьте на вопросы.

«С Крымской войной, с смертью Николая настает другое время, из-за сплошного мрака выступали новые массы, новые горизонты, чуялось какое-то движение… <...>
Работа не пропадала больше, не исчезала в глухом пространстве, громкие рукоплескания и горячие сочувствия неслись из России. «Полярная звезда» читалась нарасхват. <...>
Весной 1856 приехал Огарев: год спустя (1 июля 1857) вышел первый лист «Колокола». <...>
«Колокол» — власть, — говорил мне в Лондоне horribile dictu [лат.: страшно вымолвить] Катков и прибавил, что он у Ростовцева лежит на столе для справок по крестьянскому вопросу…»

1) Назовите автора воспоминаний. Что дает возможность определить его имя?

2) На основании информации из источника и знаний по курсу объясните, какие значительные процессы происходили в то время в России.

3) Какую роль в развитии этих процессов играла позиция, деятельность автора воспоминаний?

19. Прочитайте отрывок из речи Александра II в Государственном совете и ответьте на вопросы.

28 января _____ г.

«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».

1) Назовите год, когда была произнесена данная речь. Объясните, на основании чего вы его определили.

2) Охарактеризуйте тон, в котором император излагает свою позицию. Привлекая знания по курсу, объясните, чем он был вызван.

20. Прочитайте отрывки из исторического документа и ответьте на вопросы.

«1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. <...>
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. <...>
6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению…»
1) К какому историческому событию относится документ? Укажите дату (год) его издания.
2) Как назывались упомянутые в тексте соглашения между помещиками и крестьянами?
3) На основании текста и знаний по курсу объясните, что изменял этот документ в положении крестьян, а что оставалось неизменным.

21. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Ст. 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.
Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по принадлежности, суть:
I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах. <...>
Ст. 6. Земские учреждения в кругу вверенных им дел действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей. <...>
Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам…»

1) Укажите назначение и год принятия этого документа.

2) Используя информацию из источника и знания по курсу, дайте оценку значения предусмотренных в документе мер.

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Россия в эпоху реформ (1860-1870-е гг.) для 8 класса
1-2
2-213
3-24
4-12
5-3
6-23
7-4
8-1
9-24
10-3
11-14
12-2
13-13
14-4
15-231
16-413
17-543
18.
1) А.И. Герцен. Это можно определить по информации об издании «Полярной звезды» и «Колокола», а также упоминанию Н.П. Огарева.
2) В то время в России происходили обсуждения и подготовка крестьянской реформы.
3) Герцен выступал за последовательное решение крестьянского во-проса — освобождение крестьян с землей и без выкупа. Публиковавшиеся им в эмиграции материалы раскрывали тяжесть положения крестьян и, попадая в Россию, вносили свой вклад в обсуждение вопроса о реформе.
19.
1) 1861 г. Об этом свидетельствует: а) упоминание о предшествующих четырех годах обсуждений (они начались вскоре после окончания Крымской войны); б) назначенный императором срок рассмотрения вопроса — февраль (как известно, манифест об освобождении крестьян датирован 19 февраля 1861 г.).
2) Можно заметить, что тон речи Александра II требовательный, настоятельный. Он был вызван тем, что значительная часть дворянства не поддерживала идеи реформы, особенно положение о предоставлении крестьянам их наделов (даже за выкуп).
20.
1) Документ относится к крестьянской реформе 1861 г.
2) Уставные грамоты.
3) Крестьяне получили личную свободу и право выкупить свой надел земли (в пределах установленной нормы). Неизменной для временнообязанных крестьян осталась необходимость работать на земле помещика, в том числе в качестве платы за аренду отрезков, использование угодий (пастбищ, леса) и др.
21.
1) Положение о Земской реформе. 1864 г.
2) Положение предусматривало введение местного самоуправления в уездах и губерниях. В целом это имело положительное значение. В то же время выборы в земские органы не были общими, всесословными (право голосования имели только мужчины, ограничивались избирательные права крестьян). На практике главная роль в земских учреждениях досталась представителям дворянства.

Поделись с друзьями