Самостоятельная работа по обществознанию Этнос и нация 11 класс


Самостоятельная работа по обществознанию Этнос и нация. Межэтнические отношения и национальная политика 11 класс с ответами. Работа состоит из 2 вариантов. Каждый вариант включает по 4 задания.

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1, 2.

Значение понятия нации обсуждалось главным образом в нашей стране, в большинстве же других стран, особенно англоязычных, было принято какое-то одно его значение. О смысле понятия «этнокультурная общность» шли споры среди мировой научной общественности. В основном они велись больше в академическом плане, но имели выходы и на политику. Дискуссия вокруг понимания этничности стала развёртываться с начала 70-х гг. Обычно её связывают с ситуацией в мире — распадом колониальной системы, образованием новых государств, обострением межэтнических отношений в самих индустриальных странах. Проблемы этничности обсуждались в рамках объяснительных моделей в различных теориях, в том числе в теориях социальных изменений, межгрупповых отношений, дискриминации, этнической идентичности, ассимиляции. Все эти теории сводят, как правило, к трём подходам к пониманию этнического феномена — примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому. В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя её как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи». Примордиалисты подчёркивают в этничности глубокую аффективную привязанность людей. Объяснение этому наука пытается дать лишь в последнее время, когда социальные психологи стали разрабатывать теорию аффилиации (потребности в принадлежности к группе). Понимание этничности как средства для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе стало называться инструменталистским. Его сторонники объясняют сохранение этнических групп потребностями людей в преодолении отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, потребительских ценностей и прагматизма.
Конструктивисты широко и специфическим образом иллюстрируют образование традиций, в частности, приводят пример об изобретении знаменитой шотландской мужской юбки, которая была придумана англичанином и благодаря деятельности любителей гэльской культуры стала ассоциироваться с гэльскими кланами.
Авторы и последователи другого — эволюционно-исторического — направления примордиалистского подхода рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами — языком, культурой, идентичностью, отличающими их от других групп.
(По Л. М. Дробижевой)

1. Какие три подхода к объяснению природы этноса указывает автор? Дайте их краткую характеристику.

2. Укажите любые три формы этноса. Дайте определение любому из них.

Ответом к заданиям 3, 4 является слово (словосочетание) или развёрнутый ответ.

3. Укажите две формы межэтнического взаимодействия. Проиллюстрируйте их примерами.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

Род, народность, этнос, племя, нация.

Укажите обобщающее слово.

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1, 2.

В 70-е гг. XX в. в связи с расовыми и национальными движениями стали появляться новые объяснительные концепции этничности. Теория «плавильного котла», которая представляла «ассимиляторское» направление в оценке этнических взаимодействий, стала заменяться концепцией так называемого «салата». В «салате» же при общей консистенции сохраняется и каждый ингредиент (составляющая). Какой же это ингредиент? Политический психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству. Этническая группа способна поддержать людей в реализации таких потребностей, мобилизовывать на их осуществление. Согласно конструктивистскому подходу к пониманию этнической общности, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формулируемые в его контексте представления и «доктрины» представляют собой интеллектуальный конструкт писателей, учёных, политиков. С позиций конструктивизма В.А. Тишков формулирует понимание народа (этнической общности) как группы людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют представление об общем происхождении и историческую память, обладают чувством солидарности. Широкое распространение образования и средств массовой информации позволило передавать их идеи самым широким массам. Ключевую роль в мобилизации членов этнической группы на коллективные действия во имя политических или социальных целей играют лидеры, которые нередко преследуют собственные цели и совсем не всегда выражают волю народов.
Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти. Поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим. Для этносоциологов важным в подходах к пониманию этничности было: признание сторонниками всех подходов решающей роли этнической идентичности для самовыделения группы и для выделения ее другими, равно как и для деятельности людей в этнической сфере; формирование идей инструменталистской концепции, позволяющих сделать социально-психологические подходы к объяснению этничности понятными этнологам и другим обществоведам; обоснование в конструктивистском подходе роли идеологий и идеологов в формировании этнической солидарности.
(По Л. М. Дробижевой)

1. Какие два подхода к пониманию этноса указывает автор? Дайте их краткую характеристику.

2. Укажите любое определение нации. Почему нацию называют высшей формой этноса?

Ответом к заданиям 3, 4 является слово (словосочетание) или развёрнутый ответ.

3. Укажите любые три причины межнациональных конфликтов.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

Исторический путь, язык, нация, территория, культура.

Укажите обобщающее слово.

Ответы на самостоятельную работу по обществознанию Этнос и нация. Межэтнические отношения и национальная политика 11 класс
1 вариант
1.
Три подхода: примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский.
Характеристики
Примордиалисты подчёркивают в этничности глубокую аффективную привязанность людей. Понимание этничности как средства для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе стало называться инструменталистским. Конструктивисты широко и специфическим образом иллюстрируют образование традиций.
2.
Три формы этноса: род, племя, народность, нация.
Определение
Нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, языка, культуры, проявляющихся в общегражданском сознании и самосознании.
3.
Две формы взаимодействия: Интеграция и дифференциация.
Примеры
Экономическое и политическое сотрудничество стран ЕС — яркий пример международной интеграции.
Образование в конце XX века новых европейских государств иллюстрирует тенденцию к дифференциации.
2 вариант
1.
Два подхода:
1) Понимание народа (этнической общности) как группы людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют представление об общем происхождении и историческую память, обладают чувством солидарности.
2) Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти. Поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим.
2.
Определение
Нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, языка, культуры, проявляющихся в общегражданском сознании и самосознании.
Ответ на вопрос
Предполагает национальную самоидентификацию, понимание исторической миссии и роли в мировой истории своей нации.
3.
Три причины: территориальные, экономические, культурно-языковые и т.д.

Поделись с друзьями