Проверочная работа по истории Россия в эпоху преобразований Петра I для 7 класса


Проверочная работа по истории Россия в эпоху преобразований Петра I для 7 класса с ответами. Работа включает в себя 38 разноуровневых заданий.

1. Какое время в истории России называют «эпохой Петра I»?

1) 1558-1583 гг.
2) 1645-1676 гг.
3) 1682-1725 гг.
4) 1730-1740 гг.

2. Победа в какой войне обеспечила России выход к Балтий­скому морю?

1) Ливонская
2) Северная
3) Смоленская
4) Семилетняя

3. Петр I был младшим сыном

1) Алексея Михайловича
2) Василия Шуйского
3) Ивана IV
4) Михаила Федоровича

4. Что являлось целью Великого посольства, отправленного Петром I в 1697 г. в Европу?

1) укрепление антитурецкого союза
2) заключение Ништадтского мира
3) подписание Андрусовского перемирия
4) подписание Нерчинского договора

5. Какое народное выступление произошло в первой четвер­ти XVIII в.?

1) Соляной бунт
2) восстание К. Булавина
3) восстание С. Разина
4) Медный бунт

6. В каком году произошла Полтавская битва, приведшая к перелому в Северной войне?

1) 1687 г.
2) 1700 г.
3) 1709 г.
4) 1714 г.

7. Какое событие произошло в 1711 г.?

1) учреждение патриаршества
2) Полтавская битва
3) восстание стрельцов
4) учреждение Сената

8. В каком году Россия была провозглашена империей?

1) 1700 г.
2) 1711 г.
3) 1721 г.
4) 1725 г.

9. Кого называли рекрутами?

1) вольных людей, несших военную службу в погранич­ных районах страны
2) конных воинов, снабженных кроме оружия доспехами
3) крестьян и посадских людей, принятых на военную службу на долгий срок по повинности
4) военнослужащих особого постоянного войска, воору­женных огнестрельным оружием

10. Какое событие в правление Петра I произошло позже всех других?

1) Гангутское сражение
2) провозглашение России империей
3) основание Санкт-Петербурга
4) учреждение Сената

11. Начало Северной войны ознаменовалось для России

1) поражением под Нарвой
2) сражением у деревни Лесная
3) осадой Азова
4) победой флота у острова Гренгам

12. Какой город начали возводить в 1703 году на отвоеванных у Швеции землях по реке Неве?

1) Москву
2) Нижний Новгород
3) Санкт-Петербург
4) Казань

13. В каком ряду даны даты Северной войны, обеспечившей России выход к Балтийскому морю?

1) 1558-1583 гг.
2) 1654-1667 гг.
3) 1700-1721 гг.
4) 1756-1763 гг.

14. Кунсткамера — это

1) первый русский музей
2) аптекарский огород
3) собрание-бал
4) «вертепный» кукольный театр

15. Указ о единонаследии, принятый в 1714 г.

1) стирал разницу между вотчиной и поместьем
2) делил службу на государственную и военную
3) давал царю право самому назначать себе преемника
4) вводил рекрутскую повинность

16. Как назывался введенный Петром I налог, которым облагалось мужское население податных сословий России?

1) подворной податью
2) пожилым
3) пошлиной
4) подушной податью

17. Что из названного было результатом принятия Петром I Табели о рангах?

1) установление служебного роста чиновников независимо от их происхождения
2) отмена местничества
3) назначение на военную и государственную службу с учетом знатности происхождения
4) ограничение царской власти

18. Как назывался труд, изданный по распоряжению Петра I, посвященный поведению молодых людей в обществе?

1) «Повесть о Шемякином суде»
2) «Юности честное зерцало»
3) «Домострой»
4) «Поучение Владимира Мономаха»

19. Какое событие произошло раньше всех других?

1) открытие Академии наук
2) принятие Табели о рангах
3) основание Петербурга
4) создание Славяно-греко-латинской академии

20. Как называлась в России первая печатная газета?

1) «Апостол»
2) «Ведомости»
3) «Домострой»
4) «Русская Правда»

21. Сенат, учрежденный в 1711 г. по указу Петра I, был в Рос­сии

1) высшим сословно-представительным учреждением
2) государственным органом, ведавшим делами Право­славной церкви
3) высшим государственным органом по делам законода­тельства и государственного управления, подчиненным императору
4) советом дворян при царе

22. К каким результатам привела внешняя политика России при Петре I?

1) Россия получила выход к Балтийскому морю
2) в состав России вошла Левобережная Украина с Киевом
3) Россия получила выход к Черному морю
4) к России было присоединено Астраханское ханство

23. В результате Петровских реформ в России

1) утвердился абсолютизм
2) усилилась власть Земских соборов
3) возросла роль Боярской думы
4) возросла роль приказов в управлении страной

24. Какие два из названных событий произошли в правление Петра I?

1) Северная война
2) принятие Соборного уложения
3) учреждение Сената
4) Ливонская война

25. Какие два из названных сражений относятся к Северной войне?

1) битва при Молодях
2) Полтавская битва
3) Гангутское сражение
4) осада Азова

26. Расположите в хронологической последовательности на­званные события, произошедшие в правление Петра I.

1) принятие Табели о рангах
2) учреждение Академии наук
3) начало Северной войны

27. Какие две категории зависимых крестьян появились в первой четверти XVIII в.?

1) приписные
2) крепостные
3) посессионные
4) черносошные

28. Расположите в хронологической последовательности появление следующих понятий (терминов) в истории Рос­сии.

1) старообрядцы
2) опричнина
3) ассамблея

29. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Имена

А) Петр I
Б) Алексей Михайлович
В) Михаил Федорович

Событие

1) Деулинское перемирие с Речью Посполитой
2) введение опричнины
3) провозглашение России империей
4) восстание Степана Разина

30. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию из второго столбца.

Термины

А) коллегия
Б) абсолютизм
В) меркантилизм

Значение

1) форма государственного правле­ния, при которой монарху при­надлежит неограниченная вер­ховная власть
2) центральное государственное уч­реждение
3) предприятие, основанное на раз­делении труда и ручной ремес­ленной технике
4) экономическая политика, прояв­ляющаяся в государственной под­держке купечества, основанная на преобладании вывоза товаров над ввозом

31. Установите соответствие между достижениями культуры и сферами культуры, к которым относятся эти достижения. К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

Достижения

А) появление цифирных школ
Б) сооружение триумфальных арок
В) развитие гравюрного искусства

Сферы культуры

1) живопись
2) образование
3) архитектура
4) литература

32. Назовите пропущенное в тексте название мероприятия, которое появилось в первой четверти XVIII в.

Желая привить своим подданным навык и любовь к светскому общению, государь учредил _______________. Устраиваться они должны были три раза в неделю в частных домах, и его величество приказал напечатать «Объявление, каким образом _______________ отправлять надлежит», разъясняющие очередное царское нововведение: «_______________ — слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно… в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается; при том же и забава».

33. Прочитайте отрывки из сочинения современного историка и укажите, о начале какой войны идет речь.

«23 сентября… его первые полки появились у стен Нарвы, а потом подошли остальные… Царь сам руководил осадой…

[Противник] подошел к Нарве 18 ноября… Разыгралась снежная метель, и под ее прикрытием [войска противника] двинулись в атаку. Она была столь решительной и бесстраш­ной, что полки Шереметева, Головина, охваченные паникой, бросились бежать… Потрепанные русские полки, оборванные и голодные, еле доплелись до Новгорода…»

34. Прочитайте отрывок из сочинения историка XIX в. и ука­жите, о каком государе идет речь.

«Сломив силу Швеции, [он] сделался одним из самых мо­гущественных государей Европы. Но при этом он умел сохра­нить простоту в образе жизни… В Петербурге он построил се­бе два дворца: летний и зимний, настолько маленькие, что в них не могли вмещаться приглашенные гости, и более важ­ные торжества происходили в здании Сената и в обширном дворце князя Меншикова… Он мог трудиться неутомимо, притом на самых разнообразных поприщах, то с топором плотника, то с пером историка в руках…»

35. Прочитайте отрывок из «Прошения» и укажите, в каком году сенаторы обращались к Петру I.

«Всемилостивейший государь!

Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего Отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны… в день торжества и объявления заключенно­го оными В. В. трудами всей России толь славного и благопо­лучного мира, по прочитании трактата оного в церкви… при­несть свое прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение ти­тул Отца отечествия, Императора Всероссийского, Петра Ве­ликого…

Святейший Синод в том с нами согласен…»

36. Прочитайте отрывки из «Юности честное зерцало» и ответьте на вопросы.

«У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже пре­кословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать пока не выговорят…

Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди), и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая…

Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с охотою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят…

Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то со­держи себя по сему правилу: в первых обрежь свои ногти… умой руки… сиди прямо и не хватай первой в блюдо… избегай пьянства… Не облизывай перстов и не грызи костей, но об­режь ножом…»

1) В какое время и при каком правителе «Юности честное зерцало» появилось в России?

2) Объясните, в чем заключаются предложенные в отрывках наставления.

3) О каких нравах, царивших в обществе того времени, сви­детельствуют данные поучения?

37. Прочитайте отрывок из указа о покупке к заводам деревень (18 января 1721 г.) и ответьте на вопросы.

«…Того ради позволяется сим нашим указом, для раз­множения таких заводов, как шляхетству (дворянству), так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невоз­бранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою кондицией (условием), дабы те деревни всегда бы­ли уже при тех заводах неотлучно. И для того, как шляхет­ству, так и купечеству, тех деревень особо без заводов отнюдь никому не продавать и не закладывать… А ежели кто противо сего поступит, то оного всего того лишить безповоротно…»

1) О каких крестьянах речь идет в указе: приписных или посессионных?

2) В чье царствование и почему появился указ?

3) Что грозило владельцам за продажу таких деревень?

38. Рассмотрите репродукцию с картины художника С. Хлебовского и ответьте на вопросы.

Репродукция с картины художника С. Хлебовского

1) Какое собрание показано на картине?

2) Когда появились в России такие собрания?

3) Кто в них принимал участие?

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Россия в эпоху преобразований Петра I для 7 класса
1-3
2-2
3-1
4-1
5-2
6-3
7-4
8-3
9-3
10-2
11-1
12-3
13-3
14-1
15-1
16-4
17-1
18-2
19-4
20-2
21-3
22-1
23-1
24-13
25-23
26-312
27-13
28-213
29. 341
30. 214
31. 231
32. ассамблея
33. Северной войны
34. Петре I
35. 1721
36.
1) В первой четверти XVIII в., при Петре I.
2) В уважении своего достоинства, в хорошей службе; в уважении старших, в умении вести себя во время беседы и за столом, в со­блюдении правил гигиены.
3) В неумении вести себя в обществе.
37.
1) О посессионных.
2) В царствование Петра I. Из-за нехватки рабочей силы на промыш­ленных предприятиях.
3) Владельцы теряли их «безповоротно».
38.
1) Ассамблея.
2) При Петре I, в первой четверти XVIII в.
3) Представители разных сословий (но не податных), мужчины и жен­щины.

Поделись с друзьями