Проверочная работа по истории Смута в России для 7 класса


Проверочная работа по истории Смута в России для 7 класса с ответами. Работа включает в себя 22 разноуровневых задания.

1. Как называются события российской истории, сопровождающиеся разрушением государственной власти, народными восстаниями, иностранной интервенцией, самозванством?

1) опричнина
2) смута
3) нашествие
4) колонизация

2. Какие даты связаны с восстанием под предводительством И. Болотникова?

1) 1565-1572 гг.
2) 1558-1583 гг.
3) 1606-1607 гг.
4) 1611-1612 гг.

3. Кто из названных лиц был современником Михаила Федоровича Романова?

1) А.М. Курбский
2) Д.М. Пожарский
в) Ермак Тимофеевич
4) Иван Федоров

4. Как называлось в годы Смуты боярское правление, наступившее после свержения с престола Василия Шуйского?

1) опричнина
2) Семибоярщина
3) Избранная рада
4) местничество

5. В каком году собрался Земский собор, избравший на царство Михаила Романова?

1) 1589 г.
2) 1601 г.
3) 1607 г.
4) 1613 г.

6. В каком ряду даны имена руководителей Второго ополчения, освободившего в 1612 г. Москву?

1) Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин
2) Федор Иванович и Борис Годунов
3) Ермак Тимофеевич и Иван Болотников
4) Иван Федоров и Петр Мстиславец

7. Какое событие произошло позже всех других?

1) созыв первого Земского собора
2) учреждение патриаршества
3) восстание И. Болотникова
4) конец Ливонской войны

8. «Тушинским вором» прозвали

1) Ермака Тимофеевича
2) Ивана Болотникова
3) Лжедмитрия II
4) Василия Шуйского

9. Одной из причин Смуты является

1) конец ордынского владычества
2) пресечение династии Рюриковичей
3) подавление восстания И. Болотникова
4) хозяйственный подъем страны

10. В каком городе был сформирован Вторым ополчением «Совет всей земли», в который вошли представители раз­личных слоев населения?

1) Нижний Новгород
2) Москва
3) Ярославль
4) Калуга

11. Какие два из названных событий относятся к Смутному времени?

1) восстание И. Болотникова
2) учреждение патриаршества
3) введение опричнины
4) действия Первого и Второго ополчений

12. Расположите в хронологической последовательности названные события.

1) избрание царем Михаила Романова на Земском соборе
2) присоединение к России Астраханского ханства
3) принятие Иваном IV царского титула

13. Какие два из названных имен связаны с событиями Сму­ты?

1) Лжедмитрий I
2) Василий Шуйский
3) Иван IV
4) Ермак Тимофеевич

14. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второ­го столбца.

Имена

А) Гермоген
Б) И. Болотников
В) К. Минин

Деятельность

1) предводитель восстания, произошедшего в 1606-1607 гг.
2) организатор и руководи­тель Второго ополчения
3) государственный деятель, глава Семибоярщины
4) патриарх, призвавший встать на защиту право­славной веры и Отечества

15. Назовите имя правителя.

Фактический правитель России в царствование Федора Ивановича (сына Ивана Грозного). В 1598 г. был избран ца­рем на Земском соборе. В последние годы его правления в России началась Смута.

16. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и назовите пропущенное в тексте имя.

Но прежде чем скликать ратных людей, надобно было найти воеводу. В то время в Суздальском уезде жил стольник и воевода известный, который приехал сюда от Троицы и до­лечивался от ран, полученных при разорении Москвы. Минин снесся с ним, уладил дело и сказал народу, что не за кем больше посылать, кроме [него]. Посланы были к нему … изо всех чинов лучшие люди. __________ ответил посланным: «…готов хотя сейчас ехать, но выберите прежде из посадских людей, кому со мною у такого великого дела быть и казну сбирать».

17. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите год, в котором произошли описанные события.

«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь… Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Мо­скву, 11 июля венчался на царство. Пожарский был возведен в чин боярина, Минин — думского дворянина».

18. Прочитайте отрывок из сочинения историка И.И. Костомарова и ответьте на вопросы.

«Москвичи уверяли своего царя в верности, а потом мно­гие перебегали в Тушина; побывавши в Тушине, ворочались в Москву; поживши в Москве, опять бежали в Тушина; беглец, явившийся в Тушина, целовал крест Димитрию и получал от него жалованье, а вернувшись в Москву, целовал крест __________ и от него получал также жалованье. Чтобы отвадить народ от вора, __________ постановил давать свободу тем холопам, которые уйдут из Тушина…»

1) В начале какого века происходили описываемые в отрыв­ке события?

2) О каком Димитрии идет речь в отрывке?

3) Назовите пропущенное в тексте имя. Подсказка: он был «выкрикнут царем» в 1606 г. на Красной площади.

19. Прочитайте отрывок из «Нового летописца» и ответьте на вопросы.

«…И положиша упование на Бога, поидоша со всеми людьми к Ярославлю и приидоша на Балахну … Потом же приидоша в Юрьевец Поволской… С Кинешмы же поидоша к Костроме… Князь Дмитрий же Михайлович и Кузма отпус­тиша князя Романа Петровича в Суздаль, а сами поидоша в Ярославль… К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посацкие люди привозити на помочь денеж­ную казну; и хотяху идти под Москву вскоре… На утрие же с реки Яузы поидоша под Москву…»

1) О движении каких отрядов идет речь в отрывке? Кто ру­ководил отрядами?

2) Как назывался период российской истории, в ходе которо­го происходили описанные события?

20. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

«Ото всех же градов во едином граде, рекомом Нижним Нове городе, те же нижегородцы, … начаша мыслите, как помочь Московскому государству. Един же из них нижегоро­дец имеяще торговлю… возопи во все люди: «будет нам похо­теть помочи Московскому государству, ино нам не пожалети животов (имущество, пожитки) своих; да не токмо животов… и дворы свои продавать и жены и дети закладывать и бить челом, чтоб кто-нибудь вступился за истинную право­славную веру и был бы у нас начальником». Нижегородцем же всем его слово любо бысть…»

1) Чье обращение к народу приведено в документе? Где оно было произнесено?

2) К чему призывал автор обращения?

3) Каковы последствия описываемого события?

21. Рассмотрите репродукцию с картины художника Э. Лисснера «Восстание Болотникова» и ответьте на вопросы.

Восстание Болотникова

1) Когда произошло восстание под предводительством И. Бо­лотникова?

2) Какие виды войск были у восставших?

3) Чем вооружены восставшие?

22. Рассмотрите фотографию памятника (архитектор И. Мартос), поставленного в начале XIX в. в Москве и на­зовите пропущенные в тексте имена.

Фотография памятника

Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он помечен годом, днем,
И начертано на нем:
Гражданину __________
И князю __________
Благодарная Россия.
(Н.П. Кончаловская)

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Смута в России для 7 класса
1-2
2-3
3-2
4-2
5-4
6-1
7-3
8-3
9-2
10-3
11-14
12-321
13-12
14-412
15. Борис Годунов
16. Дмитрий Пожарский
17-1613
18.
1) В начале XVII в.
2) О Лжедмитрии II
3) Василий Шуйский
19.
1) Об отрядах Второго ополчения. Д.М. Пожарский и К. Минин.
2) Смута.
20.
1) Кузьмы Минина. В Нижнем Новгороде.
2) К помощи Московскому государству, сбору средств.
3) Создание Второго ополчения, освобождение Москвы, избрание ца­рем Михаила Романова.
21.
1) В 1606-1607 гг.
2) Пехота и конница.
3) Копьями, вилами, топорами, саблями, пушками и др.
22. Минину, Пожарскому.

Поделись с друзьями