Тест по литературе Матренин двор 9 класс


Тест по литературе Матренин двор (А.И Солженицын) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Так мы дошли до высыхающей подпруженной речушки с мости­ком. Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; две­три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и вы­ходили на берег гуси, отряхаясь.
— Ну, разве что к Матрене зайдем, — сказала моя проводница, уже уставая от меня. -Только у нее не так уборно, в за’пущи она живет, болеет.
Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий -восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка.
Калитка была на запоре, но проводница моя не стала стучать, а просунула руку под низом и отвернула завертку — нехитрую затею против скота и чужого человека. Дворик не был крыт, но в доме мно­гое было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Нале­во еще ступеньки вели вверх в горницу — отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем.
Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти.
Когда я вошел в избу, она лежала на русской печи, тут же, у вхо­да, накрытая неопределенным темным тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека.
Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была ус­тавлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки по­казалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее.
Разговаривая со мной, она так и лежала на печи ничком, без по­душки, головой к двери, а я стоял внизу. Она не проявила радости заполучить квартиранта, жаловалась на черный недуг, из приступа которого выходила сейчас: недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею. А избу бы не жалко, живите…
Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется село, в котором происходят события?

2. Как называется изображение природы в литературном произведе­нии?

Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; две­-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и вы­ходили на берег гуси, отряхаясь.

3. В тексте рассказа встречаются слова: не так уборно; в запущи она живет.

Как называется такая разновидность лексики?

4. Назовите средство иносказательной выразительности:

Они (горшки и кадки с фикусами) заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.

5. Назовите средство выразительности:

…тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека.

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль описаний природы и жилища Матрены в данном фрагменте текста?

7. Каким предстает герой-рассказчик?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказа А.И. Солженицына «Матре­нин двор» и рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Какие схожие те­мы и мотивы в них отражены?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Кем хотел бы работать герой-рассказчик после возвращения из ла­геря?

2. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении?

В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным мож­но было видеть, что болезнь измотала ее.

3. Назовите средство выразительности: Так мы дошли до высыхаю­щей подпруженной речушки с мостиком.

4. В тексте рассказа встречаются слова:

обвершка;
подклеть;
подать я вам не приспею.

Как называется такая разновидность лексики?

5. Назовите прием:

А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика.

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль описаний природы и жилища Матрены в данном фрагменте текста?

7. Каким предстает герой-рассказчик?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказа А.И. Солженицына «Матре­нин двор» и рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Какие схожие те­мы и мотивы в них отражены?

Фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился.
«Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом. Ка­литка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял го­лову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обшир­ного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясан­ная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.
— Посвети барину, — сказал он ей, — а я ваши дрожки под навес поставлю.
Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, пе­чально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро…
Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню…
— Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Го­ворят, ты никому спуску не даешь.
— Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром гос­подский хлеб есть не приходится.
Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.
— Аль у тебя хозяйки нет? — спросил я его.
— Нет, — отвечал он и сильно махнул топором.
— Умерла, знать?
— Нет… да… умерла, — прибавил он и отвернулся.
Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.
— С прохожим мещанином сбежала, — произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девоч­ка подошла к люльке. — На, дай ему, — проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. — Вот и его бросила, — продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.
— Вы, чай, барин, — начал он, — нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…
— Я не голоден.
— Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.
Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба по­казалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего ды­ма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.

Ответы на тест по литературе Матренин двор (А.И Солженицын)
1 вариант
1. Тальново
2. пейзаж
3. диалектная (просторечная)
4. метафора (олицетворение)
5. эпитет
2 вариант
1. учителем
2. портрет
3. эпитет
4. диалектная (простречная)
5. повтор

Поделись с друзьями