Тест по литературе Живое пламя 7 класс


Тест по литературе Живое пламя (Е.И. Носов) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 4 задания с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
— Не помешает?
— Что вы!
— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цвет­ков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым арома­том, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знако­мых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветоч­ной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. Распустились они на другой день…
Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колы­хал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, от­чего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались гус­тым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят!
Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепе­сток и расправил его на ладони.
— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бом­бардировщика…

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите изобразительное средство:

Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом.

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

…солнце пронизывало светом … лепестки.

3. Как называется прием?

… вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля …

4. Герой-рассказчик обменивается репликами с тетей Олей. Как на­зывается такая форма речевого взаимодействия?

Задания с развернутым ответом

1. Какие особенности личности героини проявились в данном фраг­менте?

2. Объясните смысл названия рассказа.

3. Сопоставьте фрагмент из рассказов Е.И. Носова «Живое пламя» и А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Чем похож аллегори­ческий смысл образа цветка в этих произведениях?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите изобразительное средство:

А в центре клумбы … поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

маки… вспыхивали… огнем

3. Как называется прием?

«вспыхивали — потускнели»;
«пламенели — погасли».

4. Как называется развернутое высказывание героя в литературном произведении («Да, сгорел…»)?

Задания с развернутым ответом

1. Какие особенности личности героини проявились в данном фраг­менте?

2. Объясните смысл названия рассказа.

3. Сопоставьте фрагмент из рассказов Е.И. Носова «Живое пламя» и А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Чем похож аллегори­ческий смысл образа цветка в этих произведениях?

Фрагмент из рассказа А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в ле­су, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде…
— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она ве­лела всем вздохнуть и сказала:
— Слышите, как хорошо пахнет? Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его ша­гами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину…
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский ла­герь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка­-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немно­го лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стес­нившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к се­бе безмолвным голосом своего благоухания.

Ответы на тест по литературе Живое пламя (Е.И. Носов)
1 вариант
1. эпитет
2. метафора (олицетворение)
3. сравнение
4. диалог
2 вариант
1. эпитет
2. метафора
3. антитеза (контраст)
4. монолог

Поделись с друзьями