Тест по литературе Кавказ 8 класс


Тест по литературе Кавказ (И.А. Бунин) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две, три недели — и опять Москва!
Ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни. Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна! Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки… Раз к нашему освещенному окну сбежалась целая стая их, — они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, — мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам… Она радостно плакала, глядя на них. Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.

1. Какой этап развития действия (сюжета) рассказа представлен в данном фрагменте?

2. Как называется описание природы в литературном произведе­нии: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, вид­ная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте»?

3. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «стеклянным колокольчиком звенели древесные лягушки».

4. Как называются художественные определения в произведении: «горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль»?

5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: «быстро прыгала… прозрачная речка»?

6. Как называется изобразительно-выразительное средство: «точно какое-то дивное существо, пристально смотрела луна»?

7. Назовите термин, которым обозначается словосочетание, состав­ленное из слов, противоположных по смыслу: «она радостно плакала».

8. Как и почему меняется настроение природы в этом фрагменте?

9. Какой предстает героиня в этом эпизоде?

10. Можно ли утверждать, что главная тема рассказа — защита чести? Обоснуйте свою точку зрения.

2 вариант

В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода. По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто.
В маленьком купе первого класса, которое я заказал заранее, шумно лил дождь по крыше. Я немедля опустил оконную занавеску и, как только носильщик, обтирая мокрую руку о свой белый фартук, взял на чай и вышел, на замок запер дверь. Потом чуть приоткрыл занавеску и замер, не сводя глаз с разнообразной толпы, взад и вперед сновавшей с вещами вдоль вагона в темном свете вокзальных фонарей. Мы условились, что я приеду на вокзал как можно раньше, а она как можно позже, чтобы мне как-нибудь не столкнуться с ней и с ним на платформе. Теперь им уже пора было быть. Я смотрел все напряженнее — их все не было. Ударил второй звонок — я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил ее! Но тотчас вслед за тем был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал ее под руку. Я отшатнулся от окна, упал в угол дивана, рядом был вагон второго класса — я мысленно видел, как он хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, — хорошо ли устроил ее носильщик, — и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя ее… Третий звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение… Поезд расходился, мотаясь, качаясь, потом стал нести ровно, на всех парах… Кондуктору, который проводил ее ко мне и перенес ее вещи, я ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку.
Войдя, она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась, садясь на диван и снимая, отцепляя от волос шляпку. — Я совсем не могла обедать, — сказала она. — Я думала, что не выдержу эту страшную роль до конца. И ужасно хочу пить. Дай мне нарзану, — сказала она в первый раз говоря мне «ты».
— Я убеждена, что он поедет вслед за мною. Я дала ему два адреса, Геленджик и Гагры. Ну вот, он и будет дня через три-четыре в Геленджике… Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки…
Утром, когда я вышел в коридор, в нем было солнечно, душно, из уборных пахло мылом, одеколоном и всем, чем пахнет людный вагон утром. За мутными от пыли и нагретыми окнами шла ровная выжженная степь, видны были пыльные широкие дороги, арбы, влекомые волами, мелькали железнодорожные будки с канареечными кругами подсолнечников и алыми мальвами в палисадниках… Дальше пошел безграничный простор нагих равнин с курганами и могильниками, нестерпимое сухое солнце, небо подобное пыльной туче, потом призраки первых гор на горизонте…

1. Назовите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

2. Укажите название цикла произведений И.А. Бунина, в который входит «Кавказ».

3. Как называется описание природы в литературном произведе­нии: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и под­нятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих»?

4. Укажите термин, обозначающий значимую подробность: перчатка на руке мужа героини.

5. Как называются художественные определения в произведении: «холодные дожди», «темный, отвратительный вечер», «мутные, нагретые окна»?

6. Как называется средство иносказательной выразительности: «призраки первых гор на горизонте», «похолодел от страха», «нестерпимое сухое солнце»?

7. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, кото­рой он, широко шагая, держал ее под руку»?

8. Каким предстает герой-рассказчик в этом фрагменте?

9. Можно ли по началу произведения догадаться о его трагическом финале? Обоснуйте свою точку зрения.

10. Можно ли утверждать, что главная тема рассказа — защита чести? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы на тест по литературе Кавказ (И.А. Бунин)
1 вариант
1. развязка
2. пейзаж
3. метафора
4. эпитеты
5. олицетворение
6. сравнение
7. оксюморон
2 вариант
1. рассказ
2. Темные аллеи
3. пейзаж
4. деталь (художественная деталь)
5. эпитет
6. метафора
7. портрет

Поделись с друзьями