Тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.
Часть 1
1. Что из перечисленного можно назвать межнациональным конфликтом?
1) события в конце ХХ века в Нагорном Карабахе
2) Февральская революция в России 1917 года
3) восстание декабристов в Петербурге
4) противостояние нестяжателей и иосифлян в XVI веке
2. Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих на одном языке, называется
1) расой
2) народом
3) племенем
4) гражданством
3. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов
1) раса
2) племя
3) народ
4) гражданство
4. Надэтническая общность граждан одного государства, то есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определённых черт социальной психологии (национального характера, интересов, самосознания и др.), проявляющаяся в особенностях её культуры и быта, называется
1) расой
2) племенем
3) народом
4) нацией
5. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе определяется термином
1) народ
2) племя
3) национальность
4) нация
6. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы
1) экоцид
2) геноцид
3) ксенофобия
4) национализм
7. Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране
1) диаспора
2) идиома
3) этнос
4) племя
8. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и полностью утрачивает свою, называется
1) ксенофобией
2) ассимиляцией
3) дискриминацией
4) национализмом
9. Проповедь национальной исключительности и национального превосходства, направленная на разжигание национальной вражды и натравливание одной нации на другую в интересах одной нации
1) ксенофобия
2) ассимиляция
3) дискриминация
4) национализм
10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется
1) ксенофобией
2) толерантностью
3) ассимиляцией
4) этногенезом
Часть 2
1. Установите соответствие между понятиями и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Примеры
А) Япония
Б) Бельгия
В) Вьетнам
Г) Индия
Д) Армения
Понятие
1) моноэтническое государство
2) многонациональное государство
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «этнос».
Народ, нация, народность, племя, группа, раса.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Найдите в приведённом списке субъекты Российской Федерации, чьи названия произошли от названия титульной нации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Курская область
2) Чукотский автономный округ
3) Республика Татарстан
4) Республика Башкортостан
5) Иркутская область
6) Красноярский край
7) Приморский край
8) Еврейская автономная область
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Народ — это устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы ___________(1), говорящих на одном языке. Синонимом понятия «народ» является термин «этнос». В отличие от рас этнос представляет собой не природное, а социальное явление, этнические различия проявляются в культуре, а не в __________(2). Поэтому этнообразующим __________(3) выступает культура, и в том числе общность языка. Без языка нет этноса как такового. Кстати, это хорошо понимают и сами люди. Поэтому они очень дорожат языком, и если тот или иной человек оказывается в чужой этнической __________(4), он, как правило, всё делает для того, чтобы сохранить язык и передать его своим потомкам. Тот ___________(5), который забывает свой родной язык, быстро ассимилируется, то есть растворяется в других __________(6).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) культура
Б) общество
В) признак
Д) среда
Е) народ
Ж) природа
Часть 3
1. Прочитайте отрывок из романа Г. Бичер-Стоу «Хижинадяди Тома» и выполните задания.
«Такое понимание принципов гуманности было настолько своеобразно и неожиданно, что мистер Шелби не мог не рассмеяться за компанию со своим гостем. Это ещё более подзадорило Гейли, и он продолжал:
— Странное дело! Сколько я ни пытался вдолбить это людям в голову, всё попусту. Взять хотя бы моего прежнего компаньона, Тома Локкера из Натчеза. Ведь неглупый был парень, а с неграми — сущий дьявол! И всё из принципа, потому что на самом-то деле Том добрейшей души человек. Такая у него, видите ли, была система. Я, бывало, говорю ему: «Том! Если твои девчонки плачут-разливаются, какой смысл кричать на них и хлестать их бичом? Ничему это не поможет. Пусть, говорю, ревут на здоровье. Природа! Тут уж ничего не поделаешь. Гони природу в дверь, она войдёт в окно. Кроме того, им это только во вред — дурнеют они от слёз. Ты бы лучше как-нибудь умаслил их, поговорил с ними поласковей. Подпусти немножко гуманности — жалеть не будешь, помяни моё слово. Это куда лучше действует, чем ругань да колотушки, и со временем всегда окупается, верно тебе говорю». Да разве ему вдолбишь! Столько перепортил товара, что пришлось мне с ним расстаться. А жаль, добрейшей души был человек и в делах смыслил.
— Следовательно, вы полагаете, что ваш способ ведения дел имеет некоторые преимущества по сравнению со способом Тома? — спросил мистер Шелби.
— Смею так думать, сэр. Была бы только возможность, а я всегда готов как-нибудь сгладить неприятные стороны нашего ремесла. Например, продажу ребят. Отправлю мать куданибудь, чтобы не мешала — ведь вы сами знаете: с глаз долой, из сердца вон, — а когда дело сделано и назад его не повернешь, они волей-неволей свыкаются. Ведь это не белые, которые сызмальства знают, что жена должна жить при муже, а дети — при матери. Негр на это и не надеется — если, конечно, его правильно воспитать, — значит, он и разлуку переносит легче.
— В таком случае, боюсь, что мои воспитаны неправильно, — сказал мистер Шелби.
— Может статься. У вас в Кентукки портят негров. Вы с ними по-доброму, а им эта доброта боком выходит. Сами посудите: какая у негра доля? Мыкаться по белу свету, переходить из рук в руки. А вы носитесь с ним, всячески его ублажаете. Глядишь, он и размечтался не по чину. Каково ему потом придётся? Я даже так скажу: на тех плантациях, где другие негры горланят песни да гогочут, словно одержимые, ваши негры чахнут. Мы все, мистер Шелби, думаем каждый про себя, что поступаем правильно, и, по-моему, я со своими неграми обращаюсь, как они того заслуживают.
— Завидная уверенность! — Мистер Шелби чуть заметно пожал плечами, явно испытывая чувство неловкости от таких разглагольствований.»
1) Дайте определение понятия «рабовладение». Составьте с ним не менее двух предложений, раскрывающих его обществоведческий смысл.
2) В романе Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» действие происходит в США в середине XIX века — в эпоху расцвета рабства. После того как в 1512 году правительство Испании запретило использовать американских индейцев в качестве рабов, негры стали массово вывозиться из Африки на плантации Юга США. Они были приспособлены к труду в тяжёлых условиях и фактически бесправны. Когда во всём цивилизованном обществе развивался капитализм, в США ещё существовало рабовладение. Возраставшее напряжение между свободными Северными и рабовладельческими Южными штатами привело к мятежу рабовладельческого Юга и Гражданской войне, в ходе которой были освобождены миллионы рабов. Это стало первым этапом межэтнических конфликтов между неграми и «белыми» в США, которые продолжались более века. Одним из ярких его проявлений было возникновение в 1865 г. тайного общества Ку-клукс-клан, занимавшегося поджогами и убийствами на расовой почве.
Используя свои знания из курса истории и обществознания, напишите не менее двух последствий существования рабовладения на территории США для межнациональных отношений в этой стране.
2. Приведите не менее двух примеров роли государства в разрешении межэтнических конфликтов.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте звания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В. Соловьёв).
2. «Наша истинная национальность — человек» (Г. Дж. Уэллс).
3. «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов).
Ответы на тест обществознанию Нации и межнациональные отношения
Часть 1
1-1, 2-2, 3-2, 4-4, 5-3, 6-2, 7-1, 8-2, 9-4, 10-2
Часть 2
1. 12121
2. группа
3. 2348
4. АЖВДГЕ