Тест по литературе Герой нашего времени 9 класс


Тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зер­кало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою те­нью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружа­ясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и ду­шевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..
Возвратясь, я нашел у себя доктора. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воин­ственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.
— Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, — и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических на­блюдений… Ожидание насильственной смерти не есть ли уже на­стоящая болезнь?
Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.
Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, — мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он зо­лотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густо­лиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню -в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любо­пытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком ли­стке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча.
— Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
— Нет.
— А если будете убиты? ..
— Наследники отыщутся сами.
— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется литературное направление, отражающее законо­мерности жизни, взаимосвязь человека и среды, к которому при­надлежит произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни»?

2. От чьего лица ведется повествование в представленном фрагменте?

3. Какое событие последует непосредственно после описанного в дан­ном эпизоде?

4. Как называется прием психологизма, заключающийся в изобра­жении внешности героя литературного произведения?

Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окружен­ные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо…

5. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, завершающий приведенный фрагмент?

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль доктора Вернера в приведенном фрагменте и в произ­ведении в целом?

7. Какова роль картин природы в приведенном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А.С. Пушкина «Цыганы». Чем различаются картины природы и их роль в этих произведениях?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр данного произведения?

2. Как называется глава, из которой взят фрагмент?

3. Какой герой появится в тексте непосредственно после описанного в данном эпизоде?

4. Как называется описание природы в литературном произведении, отражающее душевное состояние героя?

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томле­ние…

5. Укажите название художественного определения, обладающего особой выразительностью: миллионы радужных лучей, в дымную даль, непроницаемою стеной.

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль доктора Вернера в приведенном фрагменте и в произ­ведении в целом?

7. Какова роль картин природы в приведенном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А.С. Пушкина «Цыганы». Чем различаются картины природы и их роль в этих произведениях?

Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Цыганы»

Алеко спит. В его уме
Виденье смутное играет;
Он, с криком пробудясь во тьме,
Ревниво руку простирает;
Но обробелая рука
Покровы хладные хватает —
Его подруга далека…
Он с трепетом привстал и внемлет…
Все тихо — страх его объемлет,
По нем текут и жар и хлад;
Встает он, из шатра выходит,
Вокруг телег, ужасен, бродит;
Спокойно все; поля молчат;
Темно; луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звезд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведет за дальные курганы:
Нетерпеливо он идет,
Ку да зловещий след ведет.

Могила на краю дороги
Вдали белеет перед ним…
Туда слабеющие ноги
Влачит, предчувствием томим,
Дрожат уста, дрожат колени,
Идет… и вдруг… иль это сон?
Вдруг видит близкие две тени
И близкой шепот слышит он —
Над обесславленной могилой.

Ответы на тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. реализм
2. Печорин
3. дуэль
4. портрет
5. диалог
2 вариант
1. роман
2. Княжна Мери
3. Грушницкий
4. пейзаж
5. эпитет

Поделись с друзьями