Тест по литературе Крестьянские дети (Н.А. Некрасов) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полу денным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал своё —
Не пьёт! отступились…
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок, —
Всё беленький, жёлтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припёке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рождённой
И в фартуке с поля домой принесённой,
Бояться смиренной лошадки своей?..
«Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной! »
Но даже и труд обернётся сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно.
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, пострелёнок!»
Ванюша в деревню въезжает царём…
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Определите способ рифмовки в данном стихотворении?
2. Как называется изобразительное средство?
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
3. Укажите название изобразительного средства:
Навьют ли сенца: «Полезай, пострелёнок!»
Ванюша в деревню въезжает царём…
4. Как называется приём?
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…
5. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
Но даже и труд обернётся сначала
К Ванюше нарядной своей стороной.
Задание с развернутым ответом
6. Как в данном фрагменте выражено авторское отношение к крестьянским детям?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. К какому роду литературы принадлежит это произведение?
2. Как называется изобразительное средство?
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок, —
Всё беленький, жёлтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
3. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
И так, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
4. Укажите название изобразительного средства:
Синеющей лентой… река луговая…
5. Как называется приём?
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно.
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
Задание с развернутым ответом
6. Как в данном фрагменте выражено авторское отношение к крестьянским детям?
Ответы на тест по литературе Крестьянские дети (Н.А. Некрасов)
1 вариант
1. перекрёстная
2. эпитет
3. сравнение
4. повтор
5. метафора
2 вариант
1. лирика
2. эпитет
3. метафора
4. сравнение
5. повтор