Тест по литературе История одного города 8 класс


Тест по литературе История одного города (М.Е. Салтыков-Щедрин) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

А вор-новотор этим временем дошел до самого князя, снял перед ним шапочку соболиную и стал ему тайные слова на ухо говорить. Долго они шептались, а про что — не слыхать. Только и почуяли го­ловотяпы, как вор-новотор говорил: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».
Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его кня­жеской светлости.
— Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? — обратился к ним князь.
— Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, — начали было голо­вотяпы, но вдруг смутились.
— Слыхал, господа головотяпы! — усмехнулся князь («и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» — замечает лето­писец), — весьма слыхал! И о том 3наю, как вы рака с колокольным звоном встречали — довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?
— А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убийств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!
— А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев мо­их, с поклоном были?
— А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого ж — и те володеть нами не похотели!
— Ладно. Володеть вами я желаю, — сказал князь, — а чтоб идти к вам жить — не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с бес­пробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома пра­вит, а я отсель и им и вами помыкать буду!
Понурили головотяпы головы и сказали:
— Так!
— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал князь, — у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть отдай мне, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!
— Так! — отвечали головотяпы.
— И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.
— Так! — отвечали головотяпы.
— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глу­повцами.
— Так! — отвечали головотяпы.
Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пиро­гу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от се­бя с честию.
Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!» — свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» — говорили они. И еще говорили: «Такали мы, та­кали, да и протакали!» Один же из них, взяв гусли, запел:
Не шуми, мати зелена дубровушка!
Не мешай добру молодцу думу думати,
Как заутра мне, добру молодцу, на допрос идти
Перед грозного судью, самого царя…
Но драма уже свершилась бесповоротно. Прибывши домой, голо­вотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, на­звали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», — прибавляет летописец.
Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал он донимать глу­повцев всякими неправдами, и, действительно, не в долгом времени возжег бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужни­ки. Вор-новатор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослаб­ляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел палтусину, у сычужников — сычуги. И получил от князя похвалу великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и послал неверному рабу петлю. Но новатор, как сущий вор, и тут извернулся: предварил казнь тем, что, не выждав петли, зарезался огурцом.

1. Как называется наиболее острая форма обличения действитель­ности, уничтожающее осмеяние пороков?

2. Укажите термин, которым обозначается художественное преуве­личение в тексте литературного произведения: «рака с коло­кольным звоном встречали», «зарезался огурцом».

3. Как называется разговор действующих лиц в литературном про­изведении?

4. Назовите термин, означающий средство иносказательной выра­зительности, основанное на срытом сравнении: «послал невер­ному рабу петлю».

5. Как называется эпитет, устойчиво сочетающийся с определяе­мым словом: «ясные очи», «дани многие», «похвала великая»?

6. Как называется вид словесного творчества, создаваемого кол­лективным автором, лежащий в основе данного произведения Салтыкова-Щедрина?

7. Назовите известное вам произведение русской литературы, в ко­тором встречается та же народная песня, что и в данном фраг­менте.

8. Каким предстает народ в приведенном фрагменте?

9. В каких еще известных вам произведениях литературы осужда­ется глуп ость и покорность?

10. Является ли «История одного города» произведением, актуаль­ным сегодня? Обоснуйте свою точку зрения.

2 вариант

В августе 1762 года в городе Глупове происходило необычное движение по случаю прибытия нового градоначальника, Дементия Варламовича Брудастого. Жители ликовали; еще не видав в глаза вновь назначенного правителя, они уже рассказывали об нем анекдо­ты и называли его «красавчиком» и «умницей». Поздравляли друг друга с радостью, целовались, проливали слезы, заходили в кабаки, снова выходили из них и опять заходили. В порыве восторга вспомнились и старинные глуповские вольности. Лучшие граждане собра­лись перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, по­трясали воздух восклицаниями: «Батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!»
Явились даже опасные мечтатели. Руководимые не столько разу­мом, сколько движениями благородного сердца, они утверждали, что при новом градоначальнике процветет торговля, и что, под наблюде­нием квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства. Не у держались и от сравнений.
Вспомнили только что выехавшего из города старого градоначаль­ника и находили, что хотя он тоже был красавчик и умница, но что, за всем тем, новому правителю уже по тому одному должно быть от­дано преимущество, что он новый. Одним словом, при этом случае, как и при других подобных, вполне выразились: и обычная глупов­ская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие.
Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм. Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки (время было та­кое, что нельзя было терять ни одной минуты), и едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков. Но даже и это обстоятельство не охладило восторгов обывателей, потому что умы еще были полны воспоминаниями о не­давних победах над турками, и все надеялись, что новый градона­чальник во второй раз возьмет приступом крепость Хотин.
Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды их были, по малой мере, преждевременны и преувеличены. Произо­шел обычный прием, и тут в первый раз в жизни пришлось глупов­цам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие. Все на этом приеме совершилось как-то загадочно. Градоначальник безмолвно обошел ряды чиновных архистратегов, сверкнул глазами, произнес: «Не потерплю!» — и скрылся в кабинет. Чиновники остолбенели; за ними остолбенели и обыватели.

1. К какому роду литературы относится произведение, из которого взят фрагмент?

2. Укажите термин, которым обозначается художественное преуве­личение в тексте литературного произведения: «пересек уйму ямщиков», «охладило восторги».

3. Какой жанр древнерусской литературы, изображавший важные исторические события с указанием их точной даты, пародирует­ся в приведенном фрагменте?

4. Назовите термин, означающий средство иносказательной выра­зительности, основанное на скрытом сравнении: «процветет тор­говля».

5. Укажите название изобразительного средства: «опасные мечта­тели», «благородного сердца», «горькие испытания».

6. Как называется вид комического, основанный на беспощадном осмеянии негативных явлений жизни?

7. Каким термином обозначают имя собственное, отражающее осо­бенности личности или характера его обладателя (герои живут в городе Глупове)?

8. Какими предстают жители города в приведенном фрагменте?

9. Как в «Истории одного города» раскрывается тема народа и вла­сти и в каких произведениях русской литературы представлена эта тема?

10. Является ли «История одного города» произведением, актуаль­ным сегодня? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы на тест по литературе История одного города (М.Е. Салтыков-Щедрин)
1 вариант
1. сатира
2. гипербола
3. диалог
4. метафора
5. постоянный
6. устное народное творчество (фольклор)
7. Капитанская дочка
2 вариант
1. эпос
2. гипербола
3. летопись
4. метафора
5. эпитет
6. сатира
7. говорящее

Поделись с друзьями