Тест по литературе Размышления у парадного подъезда 7 класс


Тест по литературе Размышления у парадного подъезда (Н.А. Некрасов) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Все курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется описание внешности героя в литературном произведении?
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых.

2. Как называется изобразительное средство?
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв…

3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Но счастливые глухи к добру…

4. Как называется обращение к адресату, которое усиливает эмоциональное звучание текста?
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись!

5. Определите способ рифмовки последних четырех строк данного фрагмента.

Задания с развернутым ответом

1. Какова главная идея данного текста?

2. Каким вы представили себе лирического героя?

3. Сопоставьте данный фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Листок». Какие схожие те­мы, мотивы, идеи представлены в этих произведениях?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется описание обстановки (природы, города и т.д.), в которой разворачивается действие?
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица…

2. Как называется изобразительное средство?
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

3. Как называется средство иносказательной выразительности? Одержимый холопским недугом…

4. Как называется прием?
«пышный» — «убогие»; «напевает» — «плачут»; «оборванной» — «роскошных»

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

Задания с развернутым ответом

1. Какова главная идея данного текста?

2. Каким вы представили себе лирического героя?

3. Сопоставьте данный фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Листок». Какие схожие те­мы, мотивы, идеи представлены в этих произведениях?

Фрагмент стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря,
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы,
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных»,
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Ответы на тест по литературе Размышления у парадного подъезда (Н.А. Некрасов)
1 вариант
1. портрет
2. эпитет
3. метафора
4. риторическое
5. опоясывающая
2 вариант
1. пейзаж // городской пейзаж
2. эпитет
3. метафора
4. антитеза // контраст
5. анапест

Поделись с друзьями