Тест по литературе Мцыри (М.Ю. Лермонтов) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 8 заданий.
1 вариант
3
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
4
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен,—
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
5
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил,— я также мог бы жить!
6
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…
1. Какое изобразительное средство используется Лермонтовым:
«она, как червь, во мне жила», «люди вольны, как орлы», «в снегах, горящих, как алмаз»?
2. Какое изобразительное средство используется Лермонтовым:
«она [страсть] изгрызла душу и сожгла», «объятья каменные их [гор]»?
3. Как называется прием, который поэт использует в 4-й строфе:
«отчизна» — «земля чужая»
4. Укажите название изобразительного средства, которое Лермонтов использует в 6-й строфе:
«пышные поля», «свежею толпой», «в небе голубом«, «тайный ночлег», «белый караван».
5. Укажите название разновидности рифмы, которую использует Лермонтов в поэме.
6. Как дальнейшее содержание поэмы подтверждает слова Мцыри:
«Я вырос… душой дитя»?
7. С какой темой, характерной для творчества Лермонтова, связан образ монастыря, изображенный в поэме?
8. Можно ли назвать монолог Мцыри исповедью? Обоснуйте свою точку зрения.
2 вариант
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
1. Какое изобразительное средство используется Лермонтовым:
«обнявшись, будто две сестры»?
2. Какое средство иносказательной выразительности используется Лермонтовым:
«струи Арагвы и Куры» шумят «обнявшись»?
3. Как называется композиционный прием, основанный на противопоставлении:
«обрушенные» ворота, «развалины» — «божья благодать», Грузия «цвела»?
4. Укажите название изобразительного средства:
«обрушенных ворот», «старик седой», «Страж полуживой».
5. Укажите характер рифмовки первых четырех строк приведенной строфы.
6. Какую роль в поэме играет проявленное в данном фрагменте противопоставление монастыря и цветущей «в тени садов» страны?
7. В чем особенности поэтического воплощения темы свободы в поэме «Мцыри» и в лирике Лермонтова?
8. Можно ли назвать поэму «Мцыри» исповедью? Обоснуйте свою точку зрения.
Ответы на тест по литературе Мцыри (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. сравнение
2. олицетворение
3. антитеза
4. эпитет
5. мужская
2 вариант
1. сравнение
2. метафора, олицетворение
3. антитеза
4. эпитет
5. парная/параллельная