Тест по обществознанию Развитие общества 8 класс


Тест по обществознанию Развитие общества для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

Часть 1

1. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием

1) регресс
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

2. Термин научная революция был введён

1) Томасом Куном
2) Николаем Коперником
3) Галилео Галилеем
4) Альбертом Эйнштейном

3. Процесс постепенного изменения, развития природы и общества

1) регресс
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

4. Изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ

1) реформа
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

5. В предложенном списке государственным реформатором можно назвать

1) Петра Столыпина
2) Анну Иоанновну
3) Ореста Кипренского
4) Илью Мечникова

6. Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основан­ному на земледелии и/или животноводстве

1) промышленная революция
2) неолитическая революция
3) культурная революция
4) научно-техническая революция

7. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого проис­ходит трансформация аграрного общества в индустриаль­ное, называется

1) промышленной революцией
2) аграрной революцией
3) культурной революцией
4) научно-технической революцией

8. Переход от менее совершенных форм организации челове­ческой деятельности к более совершенным называется

1) общественным регрессом
2) общественным прогрессом
3) революцией
4) реформой

9. Начало промышленной революции связывают с изобретением

1) эффективного парового двигателя
2) ядерной энергии
3) компьютера
4) электричества

10. Процесс всемирной экономической, политической и куль­турной интеграции и унификации

1) идентификация
2) персонализация
3) глобализация
4) монополизация

Часть 2

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Появление термина «глобализация «связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование данному понятию. (2)Централь­ной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необхо­димо формулировать только с точки зрения глобальных процессов. (3)Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под во­прос дальнейшее существование отдельных национальных государств. (4)Сторонники глобализации возлагают на неё огромные надежды как на панацею от различных переко­сов экономики, а другие — антиглобалисты — ненавидят и всячески ругают всё, что связано с ней.

Определите, какие положения текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие глобализация.
Транснациональные корпорации, национализация, инфор­мационное пространство, интеграция, унификация.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Согласно марксизму, решающую роль в обновлении общества играют __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Для определения уровня прогрессивности какого-либо __________ (1) социология использует два основных критерия: уровень производительности __________ (2) и степень __________ (3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздей­ствие на все остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллекту­альный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий __________ (4) — уровень свободы личности — является показателем уровня развития социально-политических средств, помогающих обеспечить __________ (5) всех членов общества в свободе и __________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) общество
Б) прогресс
В) свобода
Г) труд
Д) потребность
Е) природа
Ж) ответственность

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

Часть 3

1. Прочитайте отрывок из романа Э.Л. Войнич «Овод» и вы­полните задания.
«- Кинжал — очень полезная вещь тогда, когда за ним стоит хорошая организованная пропаганда. В этом-то я и рас­хожусь с той организацией. Они думают, что кинжал может устранить любую трудность, и сильно ошибаются: кое-что устранить можно, но не всё.
— Неужели вы в самом деле верите в это?
Овод с удивлением посмотрел на неё.
— Конечно, — продолжала Джемма, — с помощью кин­жала можно устранить конкретного носителя зла — какого­-нибудь шпика или особо зловредного представителя власти, но не возникнет ли на месте прежнего препятствия новое, бо­лее серьёзное? Вот в чём вопрос! <...> Ведь каждый новый террористический акт ещё больше озлобляет полицию, а на­род приучает смотреть на жестокости и насилие, как на самое обыкновенное дело.
— А что же, по-вашему, будет, когда грянет революция? Народу придётся привыкать к насилию. Война есть война.
— Это совсем другое дело. Революция — преходящий мо­мент в жизни народа. Такова цена, которою мы платим за движение вперед. Да! Во время революций насилия неизбеж­ны, но это будет только в отдельных случаях, это будут ис­ключения, вызванные исключительностью исторического мо­мента. А в террористических убийствах самое страшное то, что они становятся чем-то заурядным, на них начинают смот­реть, как на нечто обыденное, у людей притупляется чувство святости человеческой жизни. Я редко бывала в Романье, и всё же у меня сложилось впечатление, что там привыкли или начинают привыкать к насильственным методам борьбы.
— Лучше привыкнуть к этому, чем к послушанию и по­корности.
— Не знаю… Во всякой привычке есть что-то дурное, раб­ское, а эта, кроме всего прочего, воспитывает в людях жестокость. Но если, по-вашему, революционная деятельность должна заключаться только в том, чтобы вырывать у прави­тельства те или иные уступки, тогда тайные организации и кинжал покажутся вам лучшим оружием в борьбе, ибо прави­тельства боятся их больше всего на свете. А по-моему, борьба с правительством -это лишь средство, главная же наша цель — изменить отношение человека к человеку. Приучая невежест­венных людей к виду крови, вы уменьшаете в их глазах цен­ность человеческой жизни».

1) Дайте определение термина «революция». Составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) В романе английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод» описывается деятельность подпольной революци­онной организации «Молодая Италия» в 30-40-е гг. XIX века. Идеологической основой этой организации стала идея нравственного долга, что не устраивало многих более радикальных революционеров. Члены «Молодой Италии» были против террора как основного средства для достиже­ния революционных задач. Похожие разногласия были и между идеологами народничества в России 70-х гг. XIX века. Так, например, если П.Н. Ткачёв и Н.А. Морозов были сторонниками «заговорщицкого» направления, то есть предлагали создать строго законспирированную революционную организацию, с её помощью свергнуть само­державный строй и захватить власть в государстве, то М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин были за то, чтобы орга­низовать всенародный бунт, ликвидировать существующее государство и не допустить создания нового. Тем не менее и та, и другая точки зрения относятся к народнической идеологии, а Ткачёв ещё и состоял некоторое время в тер­рористической организации «Народная воля».
Приведите не менее двух примеров революционных орга­низаций, используя свои знания из курса истории и обще­ственной жизни.

2. В 1990-2000-е годы на территории многих стран постсовет­ского пространства происходили так называемые «бархат­ные», или «цветные» революции. Несмотря на то, что эти революции несли за собой изменения в государственном строе, нередко они направлялись «сверху», только усиливая позиции правящей номенклатуры. Можно ли назвать их революциями? Выскажите свою точку зрения по этому вопро­су, докажите её, используя знания из курса истории и обще­ственной жизни. Всего напишите не менее трёх положений.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Прогресс — не случайность, а необходимость» (Г. Спен­сер).
2. «Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым» (Н. Бердяев).
3. «Революция — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
4. «Революции — локомотивы истории» (К. Маркс).
5. «Революция пожирает своих детей» (П. Верньо).

Ответы на тест обществознанию Развитие общества
Часть 1
1-3, 2-1, 3-4, 4-1, 5-1, 6-2, 7-1, 8-2, 9-1, 10-3
Часть 2
1. АББА
2. национализация
3. социальные революции
4. АГВБДЖ
Часть 3
1.
1)
1.1. Революция — качественное изменение всех сторон жизни общества, затрагивающее основы существующего го­сударственного строя;
1.2. — «Карл Маркс называл социальные революции локомотивами исто­рии»;
— «Основным условием революции служит острый общенациональный кризис».
2)
2.1 «Молодая Польша» — революционная организация польской эмиграции (1834-1836).
2.2 Ирландская республиканская армия — революционная военная организация, противостоявшая Британской армии в войне за независимость Ирландии (1919-1922)
2.
Если «бархатные революции» могут считаться революциями:
1) Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и за­бастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей.
2) Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосо­вания (Украина), либо к силовому захвату зданий органов власти тол­пой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государст­ва с последующим проведением новых выборов. В обоих случаях оппозиция приходит к власти.
3) Ключевая идея -идея народного суверенитета, согласно которой на­род (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется массе, управляемой режимом.
Если «бархатные революции» не могут счи­таться революциями
1) Революция носит подчёркнуто бескровный характер.
2) Далеко не во всех случаях она несёт изменения государственного строя в стране.
3) Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур

Поделись с друзьями